Возведение зданий с покрытиями в виде оболочек и сводов

Глава 14.

МОНТАЖ БОЛЬШЕПРОЛЁТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

14.1. Область применения большепролётных конструкций

Технологические и функциональные требования большинства типов общественных и промышленных зданий подразумевает объёмно-планирово-чные решения с перекрытием больших пролётов. К настоящему времени успешно перекрыты производственные цеха до 96м; предприятия торговли до 100м; спортивные сооружения до 224м. В обычной практике строитель-ства применяются различные кровельные системы на пролёты 18…..48м. Конструктивно покрытия выполняются следующих типов (рис.14.1.):

§ Металлические фермы и балочные системы (иногда предвари-тельно- напряжённые с затяжками);

§ Арочные и купольные системы;

§ Перекрёстно-стержневые системы типа структур;

§ Железобетонные пространственные покрытия (оболочки, арки, складки ;

§ Висячие покрытия (мембранные тонколистовые, с жесткими нитями, подвесные – плоскостные и пространственные);

§ Вантовые покрытия (вантовые сетки, вантово-балочные системы, висячие оболочки, вантовые фермы, комбинированные системы);

§ Пневматические системы.

По причине больших габаритов и масс конструктивных элементов большепролётных зданий и сооружений их не всегда возможно монтировать в цельно-собранном виде традиционными методами с применением единичных грузоподъёмных средств (крана или мачты). Поэтому нередко монтаж таких элементов выполняют из отдельных частей с использованием временных опор. При предварительном укрупнении элементов и для их монтажа в проектное положение применяют одновременно несколько кранов (мачт), производят монтаж надвижкой (накаткой) укрупнённых блоков или выполняют вертикальный подъём с использованием мощных домкратных систем.

Рассмотрим некоторые технологии монтажа.

Возведение зданий с покрытиями в виде оболочек и сводов

Своды и оболочки из сборных железобетонных элементов позволяют перекрывать большие площади одноэтажных промышленных зданий без промежуточных колонн при минимальном расходе материалов.

В настоящее время применяются своды и оболочки следующих типов:

§ Длинные цилиндрические оболочки размером 3х12м для сетки колонн 24х12м;

§ Короткие цилиндрические оболочки размером 3х12м, 3х18 и 3х24м, перекрывающие пролёт здания;

§ Оболочки двоякой положительной или отрицательной кривизны;

§ Купола.

Длинные цилиндрические оболочки собирают из плит размером 3х12м (рядовых и торцевых) и бортовых элементов. Панели имеют толщину 40мм и ребро по контуру. Торцевые панели имеют с торцов диафрагмы в виде арок с затяжками. Бортовые элементы выполняют для пролёта 24 м в виде двутавро-вых балок с криволинейным верхним поясом.

Монтаж оболочки начинают с установки на колонны бортовых элемен-тов, которые крепят сваркой к колонам. До установки плит на бортовые эле-менты (при пролёте – 24м) их в четвертях опирают на временные опоры с домкратами. Монтаж панелей начинают с торцевой. При этом затяжку торце-вой плиты приваривают к оголовку колонны, а плиту – к бортовому элемен-ту. Затем устанавливают и приваривают четыре рядовые плиты , а потом торцевую плиту с затяжкой. Монтаж выполняют гусеничным краном грузо-подъёмностью 10т на требуемом вылете. Стропят панели за четыре петли с траверсой. После сварки стыков, замоноличивания всех швов и выдержки бетона бортовые элементы раскружаливают. Нагрузку с временных опор снимают и опоры удаляют, после чего оболочка работает совместно с борто-выми элементами и затяжками.

Короткие цилиндрические предварительно напряжённые панели типа КЖС широко применят для пространственных покрытий промышленных и гражданских зданий. Плиты КЖС выпускают длиной 12, 18 и 14м, равной перекрываемому пролёту. Ширина плиты 3 и 6м, масса до 2т. плиты выпус-кают с торцевыми затяжками, что позволяет их устанавливать непосредственно на заранее смонтированные колоны.

Монтаж плит производится гусеничными кранами (рис.14.2.А). Плиты предварительно подают в пролёт или непосредственно к моменту подъёма на кран. Строповку плит осуществляют траверсой за 4 точки. После установки плиты её приваривают к закладным деталям на колонне.

Оболочки двоякой кривизны применяют для перекрытия крупной квад-ратной сетки колонн: перекрытий складов, механических цехов и других про-изводственных помещений, где требуется обеспечить свободное перемещение транспорта. Такие оболочки состоят из контурных арок-диафрагм с предва-рительно напряжённым нижним поясом и скорлупы. У сборно-монолитных оболочек скорлупа образует многогранник, набираемый из плоских плит ромбической треугольной формы. Сборные оболочки перекрывают ребрис-тыми цилиндрическими панелями размером 3х6м. Поэлементный монтаж сборно-монолитных оболочек со скорлупой из плоских плит требует применения подмостей или кондуктора.

Монтаж выполняют в следующем порядке:

§ Контурные арки устанавливаются на колоннах гусеничным краном и закрепляются. Для установки плит скорлупы применяют башен-ные краны грузоподъёмностью 5т или гусеничные краны с башен-но-стреловым оборудованием;

§ Выставляются подмости или кондуктор. Каждый угол установ-ленной плиты должен быть опёрт на подмости или кондуктор. Углы оболочки заполняют треугольными плитами, в швы закладывают арматуру, напрягаемую после сварки выпусков, и замоноличивают их. Верхние пояса арок окончательно бетонируют после установки всех плит и заварки выпусков арматуры;

§ Раскружаливание оболочки выполняют после достижения бетоном в угловых зонах и швах между плитами 70% проектной прочности. Раскружаливание достигается путём опускания винтовых или гидравлических домкратов, включённых в стойки подмостей или опоры кондуктора;

Кроме поэлементного способа применяется разработанный для типо-вых цилиндрических оболочек серии 1.466-1, бескондукторный метод мон-тажа (рис.14.2.Б). Он заключается в предварительном укрупнении плит в блоки, до требуемого размера, на стенде. Блоки оснащаются двумя времен-ными затяжками с винтовыми стяжками. Монтаж начинается с установки на колонны ферм-диафрагм. Затем траверсой за четыре точки поднимают поочерёдно блоки-покрытия и устанавливают на фермы. После выверки и замоноличивания узлов постепенно отпускают натяжение винтовых стяжек временных затяжек блоков от середины к краям и снимают затяжки.

Конструкции покрытий из сборных железобетонных элементов купольного типа позволяет перекрыть максимально возможные пролёты и применяются в зданиях общественного назначения (спортивные комплексы, рынки, выставочные павильоны). Конструктивно железобетонные элементы опираются на наружное и внутреннее монолитные железобетонные кольца, причём наружное может выполнятся по колоннам. Монтаж колонн и бето-нирование наружного кольца производится по общим технологиям монтаж-ных и бетонных работ. Бетонирование внутреннего кольца производится на проектной отметке на временной опоре, рассчитанной на одновременное опирание кольца и плит-оболочек.

Плиты-оболочки до подъёма укрупняются в блок (из 2…4эл.) на стен-де, обеспечивающем проектную кривизну, и для восприятия распора ставят 2-3 затяжки с винтовыми стяжками, которые натягиваются после сварки стыка между плитами. Подъём и установку блоков осуществляют методом полунавесной сборки башенным краном, перемещающимся по кольцевым путям вокруг здания. Строповка блока производится при помощи траверсы за 4 точки. Установленные блоки крепят к опорным кольцам и между собой сваркой между закладными деталями и выпусками арматуры. Швы между плитами замоноличивают. После набора бетоном 70% прочности ослабляют натяжение затяжек, затем их снимают, работая с катучих подмостей и рас-кружаливают купол путём опускания стоек центральной опоры гидравли-ческими домкратами.

Раскружаливание - операция, в результате которой нагрузка от собст-венной массы монтируемой конструкции полностью передаётся на опорные проектные элементы, а временные монтажные опоры освобождаются от нагрузки. Опоры опускаются ниже уровня затяжки и перемещаются по ходу монтажа в последующие пролёты.


6094988658251636.html
6095053777733927.html
    PR.RU™